Как ВС РФ готовятся к отражению удара по Крымскому мостуvoennoedelo.com/posts/id59152-podgotovka-k-otrazheniju-udara-po-krymskomu-mostu-rossijskie-kozyri-protiv-atacms-i-scalpНа протяжении последних недель интенсивность огневого воздействия отдельных ракетных и артиллерийских бригад ВСУ (включая развёрнутые под Херсоном 47-ю и 406-ю бригады) по позиционным районам ПВО-ПРО в Крыму с применением оперативно-тактических баллистических ракет MGM-140A ATACMS Block I кратно возросла. И это совершенно неудивительно, ведь данная тенденция фиксируется на фоне уже практически не скрываемой отработки командованиями ОВС НАТО и ВСУ массированного комбинированного ракетного удара по Крымскому мосту.
Очевидно, что на самолёты стратегической радиотехнической разведки RC-135V/W Rivet Joint ВВС США и Великобритании в данной операции будут возложены их классические, отработанные за последние 6 — 7 лет оперирования на Крымском направлении, функции. Речь идёт о пассивном радиотехническом мониторинге земной поверхности на Крымском полуострове и в северо-западном Приазовье на предмет функционирования работающих на излучение российских РЛС обнаружения «Подлёт-К1», РЛС подсвета комплексов С-400 и огневых установок ЗРК «Бук-М3». Обнаружение и идентификация будет осуществляться посредством пассивных интерферометрических ФАР бокового обзора комплекса 55000 AEELS, а также высокоточного радиопеленгатора CS-2010 «Hawk» по уникальным ампли-тудно-частотным параметрам вышеуказанных радиолокационных средств, шаблоны которых загружены в накопители системы AEELS.
Затем, посредством наложения координат обнаруженных радиолокационных средств на топографические карты Крыма будет осуществляться поиск низковысотных «слепых зон», пролегающих вне диаграмм направленности российских РЛС с построением оптимальных низковысотных маршрутов для полёта ракет SCALP-EG в направлении Крымского моста. Эти маршруты могут быть практически в реальном времени загружены в инерциально-навигационные системы ракет Storm Shadow / SCALP-EG посредством шин обмена данными MIL-STD-1760, либо иных интерфейсов. Как следствие, всё, что требуется от лётного состава F-16AM ВСУ, — это поднять машины в воздух и, задействуя навигационное оборудование, выйти на рубежи пуска и запустить ракеты пуск с незамедлительным возвратом на аэродромы базирования на территории Западной Украины. Стало быть, о каких-либо затруднениях в переучивании лётного состава ВСУ на F-16AM/BM говорить не приходится, ведь спектр выполняемых боевых задач будет сводится преимущественно к применению малозаметных крылатых ракет из воздушного пространства над тыловыми областями Украины.
Что же касается ракет линейки MGM-140A/B ATACMS Block I/IA, то данные изделия противник планирует задействовать исключительно в попытках осуществления подавление российских позиционных районов ПВО-ПРО, что планируется с расчётом на упрощение маршрутов «прорыва» ракет SCALP-EG к Крымскому мосту. Почему?
Располагающие инерциально-навигационными системами наведения ракеты MGM-140A/B имеют круговое вероятное отклонение 250 — 200 и 100 м соответственно, а также оснащены кассетными боевыми частями на базе 950 и 275 осколочных суббоеприпасов M74. Данное круговое вероятное отклонение и тип снаряжения не обеспечат противнику возможность нанесения серьёзного ущерба даже полотну моста, не говоря уже об опорах. Тем не менее, подобное КВО и кассетное снаряжение представляют серьёзную угрозу для полотен ПФАР-радаров наведения ЗРК С-400 и С-300В4. Даже пара прорвавшихся ракет способны вывести из строя радары С-400, повредив приёмо-передающие модули пассивных фазированных антенных решеток РЛС подсвета 92Н6 и многоканальных станций наведения (МСНР) 9С32М4.
Между тем, после подобного инцидента с атакой на дивизион С-400 в Джанкое двумя неделями ранее прикрывающая Крымское направления смешанная зенитно-ракетная бригада была в считанные недели должным образом эшелонирована. Также было осуществлено равноудалённое рассредоточение зенитно-ракетных батарей С-400 с индивидуально придаваемыми каждой батарее радарами подсвета 92Н6, объединёнными в единую сетецентрическую систему ПВО. Для этого используются давно известные автоматизированные системы управления смешанными зенитно-ракетными бригадами «Поляна-Д4 М1». Это обеспечивает равноудалённое (30 — 50 км друг от друга) рассредоточение зенитно-ракетных батарей одного или различных типов на местности, что применительно к отражению ударов баллистическими ракетами ATACMS.
Помимо расширения суммарной целевой канальности (количества одновременно перехватываемых баллистических и аэродинамических целей) прикрывающей регион зенитно-ракетной бригады, реализация данной конфигурация обеспечивает ещё и взаимоперекрытие так называемых «мёртвых воронок» над одиночными зенитно-ракетными батареями. «Мёртвые воронки» представляют собой конусовидные «слепые» сектора воздушного пространства над радарами подсвета ЗРК, которые не охватываются секторами обзора данных радаров, что создаёт сложности в перехвате баллистических объектов, пикирующих на батареи ЗРК под углами 85 — 90 градусов. В случае равноудалённого рассредоточения радары подсвета соседних батарей ЗРК перекрывают данные «воронки», не оставляя баллистическим ракетам шансов на «прорыв». Так, к примеру, в ночь с субботы на воскресенье, 28 апреля 2024 года, подобная методика построения смешанной зенитно-ракетной бригады обеспечила отражение украинского удара по ЗРК на мысе Тарханкут.
Стало быть, развёртывание аналогичной распределённой на местности (на отрезке Мелитополь — Бердянск — Кириловка — Керчь — Тамань) ЗРС с равноудалёнными дивизионами С-400, С-300В4 и «Бук-М3» в количестве 5 — 10 дивизионов минимизирует вероятность подавления противником подобной сетецентрической системы ПВО. Лазеек прорыва у крылатых ракет SCALP-EG к Крымскому мосту будет заметно меньше. В свою очередь часть прорвавшихся ракет может быть уничтожена дежурным звеном Су-35С, барражирующим на отрезке «Тамань — Керчь — Щёлкино».