В апреле объем выдачи автокредитов обновил исторический максимум, составив 105,8 тыс. на 108,3 млрд руб. Самый быстрый рост наблюдался в категориях кредитов от 500 тыс. руб. до 3 млн руб. Эксперты отмечают, что за деньгами стали приходить более состоятельные россияне, предпочитающие приобретать новые автомобили. Продолжают подогревать рынок опасения дальнейшего роста цен и риск дефицита популярных моделей.
В апреле сегмент автокредитов продолжил демонстрировать уверенный рост. Как следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам месяца было выдано 105,8 тыс. автокредитов на сумму 108,3 млрд руб.— очередной исторический рекорд. Это на 16,9% и 15,2% больше, чем в марте текущего года. Средняя сумма кредита по итогам апреля сохранилась на уровне выше 1 млн руб.
Как следует из данных НБКИ, в сегменте сформировался тренд на преимущественный рост выдачи автокредитов размером свыше 500 тыс. руб. до 3 млн руб. Так, в апреле текущего года было выдано 43,9 тыс. автокредитов размером 0,5–1 млн руб. (с начала года рост на 50%) и 38,8 тыс. автокредитов размером 1–3 млн руб. (рост на 48%). В категории кредитов до 100–500 тыс. руб. рост составил всего 18%.
Банки отмечают рост кредитного спроса на автомобили, большей частью на новые, со стороны заявителей с более высоким уровнем зарплаты.
«По салонным автокредитам количество выдач выросло на 33%. Изменился сегмент клиентов, который обращается за кредитом,— банк наблюдает рост средней зарплаты заявителей. То есть за кредитом стали обращаться более обеспеченные клиенты»,— рассказывает руководитель управления автокредитования «Тинькофф» Кирилл Григорьев.
В ВТБ выдачи автокредитов размером 1–3 млн руб. выросли с января по апрель 2021 года на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Это связано с изменением рыночной ситуации, а также с увеличением лимита по стоимости транспортных средств в рамках господдержки до 1,5 млн руб., поясняет вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий. За четыре месяца 2021 года рост числа выданных кредитов на новые автомобили составил 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как на подержанные автомобили — всего 6%, продолжает он. В РНКБ по итогам апреля 2021 года доля выданных автокредитов на новые автомобили составила 86,5% от общего количества выдач. В апреле сегмент новых автомобилей показал рост на 3–5%, причем средний размер автокредита на новый автомобиль снизился на 7–8% за счет увеличения спроса на автомобили массового сегмента, отмечает начальник управления продуктовой политики «Росбанк Авто» Алексей Бессонов.
Рынок подержанных автомобилей в России всегда был значительно больше по объемам, чем рынок новых автомобилей и сейчас продолжает расти (см. “Ъ” от 19 мая). Однако сейчас на рынке действительно наблюдается заметный рост выдачи кредитов на новые автомобили, говорит партнер Deloitte Татьяна Кофанова. «На рынке существует огромный нереализованный спрос. И в таких ажиотажных условиях найти качественный автомобиль с пробегом становится все труднее, и люди чаще принимают решение о приобретении в кредит нового автомобиля»,— поясняет госпожа Кофанова.
Дилеры согласны, что автокредитование во многом стимулируется опасением сохранения дефицита популярных моделей.
В условиях дефицита кредит позволяет купить автомобиль, не дожидаясь дальнейшего роста цен, отмечает директор департамента финансовых услуг «Автоспеццентра» Дмитрий Мольков. Директор «Ауди Авилон» Ренат Тюктеев добавляет, что интерес к кредиту стимулировали и сами производители, которые анонсировали низкие ставки по некоторым моделям.
Как ситуация в сегменте будет развиваться дальше, банки пока прогнозировать опасаются. Не исключено, что стоит ждать снижения спроса. По оценкам господина Григорьева, уже в мае он может вернуться к традиционным сезонным значениям — минус 10%. Возобновление программы льготного кредитования может оказать влияние на увеличение выдачи кредитов на покупку новых автомобилей, но многое будет зависеть от объема субсидии, добавляют в РНКБ.
www.kommersant.ru/doc/4828146